Благодаря 24com мы можем анализировать эффективность той или иной рекламной компании.
Неретин Денис Евгеньевич, генеральный директор
ООО «Символ Графикс», г. Москва
 
Любовь к клиентам правит бизнесом
Авторы
Миногин Андрей
руководитель 24com, к.ф.-м.н.
   Об авторе
Виталий Донцов
технический директор 24com
Анна Маркова
специалист по юзабилити 24com

Что мешает корпоративным онлайн-сервисам в России?


Автор: Миногин Андрей, руководитель 24com, к.ф.-м.н.
10.07.2007  |  Комментариев: 15

Предлагаю сегодня поговорить о том, почему корпоративные онлайн-сервисы пока уступают обыкновенным офисным системам и что мешает их развитию на российском рынке. Сначала определимся с понятиями. Онлайн-сервис — некая функциональная программа, которая доступна в Интернете, и для работы с которой не нужно устанавливать никаких дополнительных программ — достаточно стандартного браузера, например Internet Explorer. Корпоративные онлайн-сервисы предназначены для фирм и компаний. Пример такого сервиса — онлайн crm-система SalesForce.

 

Теперь, почему я, собственно, считаю, что развитию этих сервисов в России что-то мешает? Потому что их проникновение в России настолько ничтожно по сравнению с США или Европой, что впору говорить о целом комплексе причин. Я попробовал выделить некоторые из них.

 

Низкое проникновение Интернета
Не могу точно говорить за всю IT-область, но в области корпоративных систем сложилась следующая тенденция. Онлайн системы — это обычно простые, недорогие и практичные продукты для малого и среднего бизнеса. Конечно, можно вспомнить SalesForce, которой пользуются AOL и AMD, но это, скорее, исключение из правил. Кроме того, онлайн-сервисы удобны для региональных компаний. А теперь задумаемся, во многих ли небольших фирмах (отдел продаж до 5 человек) из Челябинска или Астрахани есть хороший, стабильный интернет? К сожалению, нет. А большие компании, которые занимают верхние этажи в московских бизнес-центрах, предпочтут внедрить систему SAP за несколько миллионов долларов. Таким образом, целевая аудитория, которая наиболее всего заинтересована в онлайн-сервисах не всегда может себе его позволить. И не из-за денег, а из-за качества связи. В 24com, где требования к скорости интернета очень невысоки, мы периодически сталкиваемся с такой проблемой. Если у компании или индивидуального предпринимателя частые перебои с интернетом, то пользоваться нашей crm ему будет не особенно удобно.

 

Отсутствие привычки
Подавляющее большинство Россиян используют Интернет лишь для получения информации. Конечно, есть еще электронная почта (вошедшая в привычку настолько, что почти никто не задумывается о безопасности собственного почтового ящика), но и она является скорее информативной. А вот то, что в интернет можно перенести функции многих, установленных на компьютере, программ — для многих пока является мыслью странной. Показательный пример в этом смысле — отношение к интернету государственных органов. Пока депутаты не хотят даже думать о публичности голосования по основным законопроектам и возможности размещения результатов в глобальной сети, на Западе вовсю обсуждается тема электронных выборов в органы власти путем интернет-голосования. Почувствуйте разницу.

 

Отсутствие внятного законодательства
Тут говорить особо не о чем. Власть только начинает признавать наличие Интернета. Пока что любое упоминание интернета в законах воспринимается с большой долей удивления. Как директор 24com, не могу сказать, что это сильно тормозит развитие конкретно этого проекта. Скорее, это создает общую задержку развития онлайн-сервисов в рунете.

 

Отсутствие рынка
Что делают бизнесмены, выпускающие новую марку пельменей? Придумывают название, отличительные особенности, вкладываются в рекламу, проникают в сети, в общем, ничего нового. А что делать тем, кто придумал (или подсмотрел на Западе) новый продукт, который широкой публике не известен? Как продать людям то, что они не знают и никогда не видели. Думаете, увидев какую-то необычную новинку, они побегут вставать в очередь? К сожалению, нет. Думаю, многие владельцы онлайн-сервисов будут солидарны со мной — сложно продавать то, что люди не видели и чем не пользовались. Вообще, тема конкурентов, и того, что они жизненно необходимы — широкая, сама по себе. Постараюсь ее раскрыть в одной из следующих заметок.

 

Успехов вам в жизни и бизнесе!


Комментарии
Борис:
Андрей, я не совсем понял. Вот я пользуюсь электронной почтой, например. Это же тоже онлайн сервис. Его проникновению в рунете что-то мешает?:)
20.07.2007 12:27

Миногин Андрей, руководитель 24com, к.ф.-м.н.:
Уважаемый Борис, мы говорим именно о корпоративных сервисах. Именно они слабо развиваются и воспринимаются как диковинка. А сервисов для людей конечно множество (mail, фотохостинг, социальные сети и прочее).
20.07.2007 18:08

Борис:
Андрей, а можете тогда привести примеры корпоративных сервисов (кроме вашей системы)? А то мне кажется мы говорим о несуществующей категории.
20.07.2007 22:52

Миногин Андрей, руководитель 24com, к.ф.-м.н.:
Так я об это и говорю, Борис. Нет рынка. Нет такой категории, к сожалению. И мы пытаемся ее создать.
21.07.2007 13:40

Миногин Андрей, руководитель 24com, к.ф.-м.н.:
Добавлю, что на западе основная масса корпоративных онлайн сервисов - системы автоматизации с веб интерфейсом (вроде нашей). И они там чудовищно популярны.
21.07.2007 14:55

Андрей Вербицкий:
Это слишком гордо сказано, что нет сервисов в России.
Лично я пользуюсь:
с 2005 года Online Банк-Клиентом;
с 2006 года системой здачи отчетности через Интернет;
с 2007 года Google документами;

и как это мы забыли Интернет - магазины и сервисы корпоративных заказов? А форумы по программным продуктам - это не сервис класса HelpDesk? А ВЕБ сервисы иностранных логистических компаний? Да и просто прямые конкуренты на том же рынке Online CRM? А некогда распространенная среди крупных компаний Росии LotusNotes (пока программеры дешёвыми были)?
23.02.2008 16:30

Миногин Андрей:
Речь немного о другом. Банк, налоговая - это не онлайн-сервисы. Они предоставляют возможность работать с ними онлайн, но это всего лишь один из интерфейсов. Рано или поздно вы поедете и в банк, и в налоговую. К тому же они все же требуют определенной настройки - например, установку криптографического прокси-сервера. Google docs - согласен - полноценный онлайн-сервис, но не корпоративный. Это сервис для всех, без какой-либо специфики для компаний. Интернет-магазины - опять же не являются корпоративными сервисами.

В данном случае речь шла о программах по ведению корпоративного учета онлайн, которые изначально не требуют от вас каких-либо специфических действий по установке и настройке. Что касается прямых конкурентов по online CRM, то конкуренции как таковой пока нет. Некоторые компании пока только пытаются выйти на этот рынок.
26.02.2008 12:27

Сергей:
Андрей, корпоративным онлайн-сервисам в России мешает (на мой взгляд) не только низкое проникновение интернета и качество связи, но и стоимость трафика российских провайдеров, из-за чего суммарная стоимость пользования онлайн-сервисом (SaaS например) может быть сравнима, а то и превышать стоимость коробочных версий. А за пределами Москвы и Питера - в несколько раз.
20.03.2009 14:13

Миногин Андрей, руководитель 24com, к.ф.-м.н.:
Сергей!

1. Трафик, связанный с работой с таблицами в системе (просмотр, редактирование), крайне мал.
Его можно не учитывать, т.к. он на порядки меньше расходов на посещения сайтов.

2. Основной трафик формируется только за счет хранения в системе объемных документов: загрузка документов на сервер и скачивание документов с сервера для просмотра. С помощью кэширования (хранения копии документа на компьютере пользователя) этот трафик можно свести к минимальному значению, фактически соответствующему расходам на отправку этих же документов по электронной почте.

3. Система может экономить трафик!
Пример: вы сформировали коммерческое предложение и загрузили его на сервер. Затем вы его отправляете клиенту прямо из системы - в этом случае вы не тратите трафик, т.к. документ отправляется клиенту прямо с сервера. Фактически вы потратили тот же объем трафика, как если бы вы отправили этот документ клиенту со своего компьютера.
А теперь представьте, что вы делаете рассылку объемного документа по базе клиентов. Загружаете документ 1 раз, а отправляете 100 адресатам. 100-кратная экономия трафика.
20.03.2009 15:11

Андрей Д:
Андрей,

Я думаю, что на развитию этого мешают опасения надежности хранения конфиденциальной информации в базе сторонней организации.

Завтра к Вам прийдут ребята из налоговой/силовых ведомств и наши данные будет читать неограниченный круг лиц....

Отсюда вывод - бери лучше западную компанию. Они без судебных оснований ничего никому не покажут.

На сервере какой страны храняться данные Ваших клиентов?????
18.07.2009 13:21

Сергей:
Полностью согласен с Андреем. А если учесть щепетильное отношение названных ведомств к защите персональных данных, то вдвойне.
18.07.2009 15:11

Миногин Андрей, руководитель 24com, к.ф.-м.н.:
Андрей Д., Сергей!

Возможно, вы удивитесь, но с подобными возражениями мы сталкиваемся крайне редко.
Эти возражения лично я отношу к классу "параноидальных". Например, я знаю человека, который считает, что наш сервис (и другие, аналогичные) создан специально для сбора информации о компаниях.
В действительности большинство наших клиентов хорошо понимают, что 24com будет последним местом, которое посетят желающие насолить им ведомства и службы. Гораздо проще, придти к ним в офис напрямую (особенно учитывая, что значительная часть наших клиентов находится в регионах) и опечатать компьютеры и бухгалтерию.

По поводу серверов - сейчас все данные размещаются в хостинг-центре "РБК". В будущем мы также планируем сделать альтернативную площадку в Европе, хотя это не является первоочередной задачей.
20.07.2009 11:56

Андрей Д.:
Фу! Какое могучее желание слышать только себя. При таком отношении, чаще всего должны звучать возражения типа:
- Нам очень интересно, но нет бюджета
- Сейчас кризис
- За деньги мы не готовы
- У нас другие сейчас приоритеты
- Мы о Вас помним и обязательно свяжемся
- и другие хорошие "отмазки", в которые Вы можете для успокоения души верить.

На самом деле в продажах услуг большая проблема найти "правильного" человека в компании потенциального клиента. Не меньшая проблема выяснить реальные причины отказа. Мне всегда любопытно, что я в действительности продаю. А Вам?
20.07.2009 12:19

Сергей:
А. Миногину.

"Гораздо проще, придти к ним в офис напрямую и опечатать компьютеры и бухгалтерию." - а что они там найдут, если наиболее ценная информация будет хранится на Ваших серверах?
20.07.2009 12:21

Миногин Андрей, руководитель 24com, к.ф.-м.н.:
Андрей Д.!

В любом деле есть определенные приоритеты. Возражения расположены по частоте следующим образом:
1. недостаточный функционал для решения ряда задач;
2. слабые возможности кастомизации - настройки приложения под собственную бизнес-модель;
3. зависимость от интернета/плохое интернет-подключение;
4. нежелание хранить данные в сторонней организации.

1 и 2 - это реальные задачи, которые мы можем решить, и мы их решаем.
Значимость пункта 3 со временем уменьшается.
П. 4 - это либо в принципе "не наши клиенты", либо люди, еще не готовые принять SaaS-модель. Благодаря развитию и популяризации SaaS-отрасли значимость данного пункта также падает.

Из этого следует, что для нас сейчас важнее выпустить новую, более продвинутую, версию продукта, которая нужна нашим пользователям, чем бороться со второстепенными возражениями, что требует множества усилий, но дает очень небольшую отдачу.

Что касается нашего взаимодействия с потенциальными клиентами, то надо сказать, что многие подписчики дают очень хорошую обратную связь, вовсе не скрывая причин отказа или согласия использовать сервис.


Сергей!

Во-первых, без решения суда никакие данные не могут быть выданы.
Во-вторых, решение, какие данные стоит хранить с использованием 24com, а какие нет, всегда остается за нашими клиентами.
В-третьих, подобные данные, в отличие, скажем, от бухгалтерских документов, крайне сложно привязать к конкретным людям и использовать как доказательство.
21.07.2009 09:54


Бесплатная подписка на e-mail:
Получайте лучшие статьи о продажах на свой e-mail


Подписка на RSS
Лента RSS
Читать в Яндекс.Ленте
В Google Reader

Последние записи
SaaS-система «МойСклад» - новый партнер 24com (9)
Опасно ли хранить клиентскую базу в интернете? (15)
Два вопроса о «CRM-системах для малого бизнеса» (17)
Что мешает корпоративным онлайн-сервисам в России? (15)
© 2005—2017 ООО «Интерактивные Информационные Системы»
Создание текстов для сайта - копирайт-бюро "Живое слово"
Все материалы, размещенные на сайте, являются собственностью ресурса.
Использование материалов сайта разрешено при условии размещения гиперссылки на первоисточник.